Как устроен корабль
Палуба

Орудийная палуба на парусном корабле.
Рисунок из журнала "Картины Света", 1837 г.
• Палубой на корабле называется не только верхний деревянный настил, но и пол вообще. Кок на камбузе проливает суп на палубу, капитан в каюте скатился с кровати на палубу…
• Кроме того палубой называют этажи. Для грузов – грузовая палуба, для кают – пассажирская, для орудий – орудийная. Шлюпочная палуба для шлюпок, а на машинной палубе расположен двигатель.
• Палуба имеет чуть выпуклую форму, чтобы вода скатывалась к бортам. Там есть специально оставленные во время постройки щели или прорезанные позже окошки – таким образом, вода, попавшая на палубу, сливается обратно в море.
• Палубу нужно содержать в порядке. Драить её – начищать до блеска, а потом «скатывать» - то есть мыть водой и швабрами обычно обязанность матросов или дежурных.
• Борт, ограждающий палубу так же может называться ф а л ь ш б о р т. Так его называют потому что он ограждает пустое надпалубное пространство.
• Брус, положенный на самую верхнюю доску борта называется п л а н ш и р. Это то самое место, с которого Луффи и Усопп обычно рыбачат. Планшир широкий, толстый и гладкий, дерево нагрето солнцем и на нем очень удобно сидеть, лежать, а так же бегать.
Палуба делится несколько частей.
Б а к – от носа до первой мачты. Там обычно лежат бухты троса, запасные якоря и другое имущество. П о л у б а к – часть бака у самого носа.
Ш к а ф у т – от первой мачты до средней мачты. Не думаю, что это принципиально для пиратов, но на кораблях маринеров, где армейская дисциплина, шкафут – матросская территория. Там матросы «у себя».
Ш к а н ц ы – от средней мачты до задней мачты. Опять же принципиально только для маринеров – шканцы – офицерская территория. Здесь встречают высоких гостей, отсюда командуют. По старому морскому уставу, за нарушение дисциплины на шканцах наказывают гораздо строже, чем за нарушение, допущенное в любой другой части корабля.
Ю т - от задней мачты до кормы. П о л у ю т – часть юта у самой кормы. Ют – командирское место. Тут расположен штурвал, стационарный лог-пос и капитанский мостик (если есть).

Иллюстрация из книги В. Крапивина «Фрегат Звенящий»
Мачты, реи, гики, гафели, бушприт
Б у ш п р и т – мачта, смотрящая с носа вперед.
Р е и вместе с парусами поворачиваются вокруг мачт. Реи мужского рода. В единственном числе – Р Е Й.
Г а ф е л ь и г и к несут косые паруса.

Иллюстрация из книги В. Крапивина «Фрегат Звенящий»
Передняя мачта называется ф о к – м а ч т а.
Средняя мачта – г р о т – м а ч т а.
Задняя мачта – б и з а н ь – м а ч т а.
• Если мачт на корабле больше, чем три, то первая всегда фок-мачта, последняя – бизань-мачта (или просто «бизань»). Те, что между ними это п е р в а я грот-мачта, в т о р а я грот-мачта и так далее. Для краткости иногда говорят «первый грот», «второй грот».
• Если корабль большой и у него несколько высоких мачт, на них обычно есть площадки. Матросы поднимаются на них, чтобы управлять парусами. Ближайшая к земле называется м а р с и представляет собой небольшую площадку с настилом. Следующая – с а л и н г, она состоит только из продольных и поперечных балок, на ней нет настила. Так сделано, чтобы не поднимать на мачту тяжелые доски. Третья называется б о м – с а л и н г. Эта площадка уже совсем маленькая, но она есть только на высоких мачтах.
терминология
Площадки на фок-мачте называются
Фор-марс
Фор-салинг
Фор-бом-салинг
Площадки на грот-мачте называются
Грот-марс
Грот-салинг
Грот-бом-салинг
Площадки на бизань-мачте называются
Крюйс-марс
Крюйс-салинг
Крюйс-бом-салинг
Такелаж (снасти)
Такелаж это веревки, канаты и тросы.
Такелаж бывает с т о я ч и й и б е г у ч и й.
• Стоячий такелаж поддерживает мачты, чтобы те не рухнули и не шатались. Это могучие растяжки, толстенные канаты, чуть ли не в руку толщиной.
В а н т ы – самая главная часть стоячего такелажа. Они тянутся к верхушке мачт от бортов и называются соответственно:
терминология
Ванты, которые тянутся к фок-мачте – ф о к – в а н т ы
Ванты, которые тянутся к грот-мачте – г р о т – в а н т ы
Ванты, которые тянутся к бизань-мачте – к р ю й с – в а н т ы
Эти ванты – просто канаты. Они всегда должны быть натянуты – иначе мачта рухнет. Их набивают.
* Н а б и в а т ь - натягивать
Говорят: «Набей грот-ванты».
У площадок есть свои ванты. Именно по ним поднимаются матросы – к таким вантам привязаны веревочные или деревянные ступеньки – в ы б е л е н к и.

Ванты с выбеленками
Взято с Википедии
терминология
На фок-мачте
Ванты, ведущие к фок-марсу – ф о к – м а р с – в а н т ы
Ванты, ведущие к фок-салингу – ф о к – с а л и н г – в а н т ы
Ванты, ведущие к фок-бом-салингу – ф о к – б о м – с а л и н г – в а н т ы
На грот-мачте
Ванты, ведущие к грот-марсу – г р о т – м а р с – в а н т ы
Ванты, ведущие к грот-салингу – г р о т – с а л и н г – в а н т ы
Ванты, ведущие к грот-бом-салингу – г р о т – б о м – с а л и н г – в а н т ы
На бизань-мачте
Ванты, ведущие к крюйс-марсу – к р ю й с – м а р с – в а н т ы
Ванты, ведущие к крюйс-салингу – к р ю й с – с а л и н г – в а н т ы
Ванты, ведущие к крюйс-бом-салингу – к р ю й с – б о м – с а л и н г – в а н т ы
• Иногда на парусниках, снаружи ставят неширокие длинные площадки – р у с л е н и, чтобы ванты расходились пошире и крепче держали мачту. На них собираются абордажные пираты, на них можно полежать или посидеть, подставляя пятки брызгам.
[/url]
Иллюстрация из книги В. Крапивина «Фрегат Звенящий»
Другие части стоячего такелажа – штаги, бакштаги, фордуны. Называются они по тому же принципу, что и ванты.
• Бегучий такелаж - такелаж для управления парусами. Для этого не нужно подниматься на мачты, все снасти бегучего такелажа проходят через блоки и тянутся вниз, где уже ими управляют матросы. Но если что-то заело, придется самому легкому члену экипажа лезть наверх и разбираться с поломкой.
Ш к о т – одна из самых важных снастей бегучего такелажа. С помощью шкотов управляют многими парусами. Один конец шкота обычно ввязан в нижний угол паруса. Название шкота зависит от паруса.
У п р я м ы х парусов, которые ставятся на реях шкоты служат для растяжки паруса к нижнему рею. Углы самого нижнего паруса растягиваются к бортам.
Б р а с – используется чтобы поворачивать реи. Они крепятся к концам реев, потом проходят через блок и опускаются вниз. Название браса зависит от рея, к которому он прикреплен.
Говорят: «Тянуть грот-брам-брас».
Ф а л – снасть для подъема парусов, флагов, сигналов и прочего. Тоже проходит через блок.
Другие снасти бегучего такелажа – гитовы, гордени, дирик-фал и многие другие.
• У каждой снасти бегучего экипажа есть два конца – коренной и ходовой. Коренной привязан, ходовой используют матросы. Ходовой конец крепят на специальном приспособлении – у т к е.
[/url]
Иллюстрация из книги В. Крапивина «Фрегат Звенящий»
Говорят: «Задай грот-брам-брас на утку» - Намотай ходовой конец грот-брам-браса на утку.
* Потравить (травить) снасть – отдать, выбрать, освобождать, делать длиннее.
* Выбрать – подтянуть
Говорят: «Потрави (трави) крюйс-бом-брам-брас»
Паруса
Я не буду подробно останавливаться на видах и устройстве парусов. Чтобы разобраться в них нужно потратить некоторое время и запомнить множество разных слов. В игре это все равно не так важно.
П а р у с и н а – ткань, из которой делают парус. Тяжелая и плотная она не пропускает ни влагу, ни воздух. На корабле всегда есть запасы парусины – если что-нибудь случится с парусом, из нее вырезают заплатки или просто ставят новый.
• Паруса редко бывают цельными – обычно они сшиты из нескольких частей
• Шить паруса – мужская работа. Ткань плотная, нитка толстая, а иголка большая и изогнутая. Чтобы латать паруса, нужна сила и сноровка.
Швартовое устройство
Ш в а р т о в ы – специальные тросы, которые удерживают корабль у причала
Говорят: «Отдать швартовы» - освободить причальные тросы
Якорное устройство
• На больших кораблях несколько якорей.
• Якорь это огромная и тяжеленная дура. Ведь его задача – удерживать на месте целое судно! Хотя якоря могут казаться маленькими в сравнении с кораблем на деле они могут весить около трех тонн.
• Якоря, якорная цепь и вороты, поднимающие якоря занимают много места. И, опять же, очень много весят. Можно считать их частью балласта.
• Иногда якорь поднимают машины, но чаще все-таки матросы. Чтобы поднять среднего размера якорь, нужна дюжина крепких моряков или один силач.
Говорят: «Поднять якорь!»